00:57 

Malda
Иди вперёд, сочиняй, надейся, живи мгновеньем, мечтою, песней, и дверь, зелёная, как у Уэллса - представь! - окажется в твой подъезд. (с)
Что я хотела сказать про изменения естественного отбора в человеческом обществе.
Есть у меня мысль, что естественный отбор никуда не пропал, только перешел на другой уровень и качественно другие критерии.
Популяция людей хоть и отличается сильно от обычной, классической, но общего все-таки больше. Основные различия отбора, на мой взгляд состоят в большем значении "опытной" или "информационной", поведенческой информации, т.е. знаний, умений, поведении, той совокупности личностных характеристик человека, которые сложились в процессе его воспитания, обучения, взаимодействия с другими особями.
Я считаю, что у нас это имеет основной приоритет.
Сравнить кое-что из этого можно с яркой раскраской и украшательствами у птиц. Часто это не несет функциональной нагрузки и пользы, но по нелепо сложившимся обстоятельствам играет важную роль при - о боги, как цинично - выборе полового партнера и дальнейшей передаче генетической информации, которая, между прочем, не целиком и полностью задает те качества, по которым будут выбирать новорожденную особо. Эта генетическая информация может задавать лишь предрасположенность к тем или иным качествам. То есть генетическая информация не предопределяет поведенческую.
Вот тут и происходит самое интересное: передача передаваемой "опытной" информации в обход наследственной.
Есть несколько нюансов: во-первых, это происходит не одномоментно, в отличие от слияния гамет. Генетическая информация особи определяется при образовании зиготы и не может быть изменена или дополнена. Биологические родители определены однозначно и их всего двое. "Опытную" информацию особь получает фактически на протяжении всей жизни. А это значит, что размножаясь более одного раза в жизни, особь будет передавать разные наборы опытной информации, вплоть до противоположных, и чем дольше промежуток между рождением потомков, в то время как набор предлагаемых генов не меняется, а меняются только сочетания. Физически дети одних родителей обычно похожи, тогда как характерами и суждениями куда чаще отличаются. Вопрос о том, какой информацией они больше сходны: "опытной" или генетической, я оставляю открытым, но склоняюсь к мнению, что генетической.

Собственно отбор в современном обществе больше происходит именно по оценке "опытной" информации индивида, которую можно оценить в общении, и в меньшей степени по оценке физических характеристик, являющихся отражением генетической информации. Да, часть "опытной" информации задается генами, но на мой взгляд, качественное различие как раз состоит в том, что "опытная" информация вышла на первый план и большей своей частью перестала зависеть от генетической. Вопрос стоит о разделении потоков информации и не ясно только то, разделились ли они полностью, или еще нет, и в последнем случае, могут ли разделиться окончательно.
Если взять, к примеру, модель общества и в частности систему воспитания детей из серии книг Стругацких "Полдень, XXI век", то можно наглядно рассмотреть пример полного разделения этих потоков, когда воспитанием (то есть передачей "опытной" информации) занимаются только квалифицированные воспитатели, что означает что в основной части информационного размножения участвует только небольшая часть общества, в то время как генетическое доступно всем :)

Я боюсь, что не в состоянии хоть сколько нибудь адекватно рассмотреть аспекты непосредственно процесса отбора, но точно могу сказать одно: тут явно должны притягиваться особи со сходными наборами "опытной" информации. Может быть, даже происходит расслоение популяции на несколько, не сильно пересекающихся в интересах, что на мой взгляд, вполне соответствует существующему положении вещей.
И еще наблюдается такой отрицательный эффект, как запаздывание размножения относительно "эволюции опытной информации". Я имею ввиду, что различные личностные качества (задаваемые не генами, а только воспитанием) особей могут становиться неактуальными гораздо быстрее, чем успели бы закрепиться в популяции при естественном отборе. иными словами, мода на определенное поведение меняется быстрее, чем сменяются поколения, что создает дополнительные проблемы в определении такого типа отбора, вплоть до вопроса можно ли вообще считать это отбором. Думаю, что стоит рассматривать лишь те качества, т.е. ту "опытную" информацию, чья актуальность не меняется хотя бы десяток поколений, хотя это и ничтожно мало для столь огромной популяции, как человечество (уточню, что для закрепления признака требуется число поколений пропорциональное численности популяции), и даже для отдельных слоев.

Какие-то такие мысли. Буду благодарна, если мне дадут каких-нибудь неглупых вопросов, над которыми можно будет подумать для развития этой мысли дальше.

@темы: Точка зрения

URL
   

маленькая девочка со взглядом волчицы©

главная